Армин Хофманн. Биография
Фомичева Елизавета
28/12/2022
Армин Хофманн родился в Винтертуре, Швейцария, в 1920 году и обучался литографии с 1937 до 1943 год в Школе прикладных искусств Цюриха под началом таких учителей, как Вальтер Кэх и Альфред Виллиманн. Впоследствии он работает литографом в ателье Фрица Бюллера в Базеле. В 1947 году он становится преподавателем графики в Базельской школе прикладных искусств. На пару с Рудером они создают в Базеле бастион современного дизайна, который становится пунктом притяжения для молодых дизайнеров со всего мира
Хофманн является одним из основных антагонистов Цюрихской школы прикладных искусств. В то время как пропагандисты Новой Графики требовали нейтральной стерильности, представители Базеля казались вулканами фантазии и вольнодумства. Хофманн намеренно отказывается от зацикливания на одном приеме и видел в этом определенную опасность для профессии дизайнера и умышленное торможение творческого процесса.
Свои основные тезисы представители Базеля публиковали в журнале Typographische Monatsblätter, который отличался от Новой Графики своей открытостью и эклектичностью. Журнал настолько визуально свободен и открыт для всего нового, что не имеет ни логотипа, ни определенных строгих правил в оформлении. Оформление журнала меняется из года в год и от номера к номеру.
Bach Chor, 1981
В период с 1950-х до 1980-х годов Хофманн активно сотрудничает с Городским театром Базеля и музеями города, для которых он создает бесчисленное количество логотипов, плакатов, обложек книг и каталогов. Плакаты, созданные для базельских учреждений, признаны классикой мирового графического дизайна. Хофманн использует огромное количество приемов для того, чтобы плакат врезался в окружающее пространство и не оставался незамеченным. При этом плакаты Хофманна не крикливы, а заставляют зрителя задуматься. Многие его работы требуют внимательного анализа содержания и формы, так как они сначала сбивают зрителя с толку, и только со второго взгляда становится ясным, что хотел сказать и показать мастер. В своих работах Хофманн виртуозно смешивает типографику и фотографию, рисунок и технику печати, деформирует знаки и создает, таким образом, отсылки к определенным темам и эпохам.
В его плакатах, выполненных с применением техники фотоколлажа, безусловно, чувствуется влияние киноплакатов советского конструктивизма 1920–1930-х годов — он также использует шероховатые фотографии с крупным зерном и высокой контрастностью изображения. Цветовые решения практически всех его работ нарочито сдержанные. В любой работе Хофманна можно обнаружить максимум три цвета без градиентов. Цвет несет смысловую нагрузку и должен быть осязаем, а не просто приятным сопровождением при оформлении. Исключениями можно считать окрашенные многоцветные архитектурные рельефы, в которых чувствуется поиск гармоничного сочетания разных цветов и оттенков и их взаимоотношения с окружающей средой.
Один из самых известных его плакатов был создан в 1959 года для постановки спектакля «Жизель» на открытом воздухе. В нем он отказывается от строгой сетки в пользу чувственности дизайна. В то время как большая часть текста логически связана с другими элементами на плакате, точка над буквой «i» в заголовке нарушает пределы буквенных форм. Она расположена там, где должно быть колено танцовщицы, чем умело связывает заголовок с изображением. Белый цвет резко контрастирует с нежными полутонами почти абстрактной фотографии, элегантно намекающей на движение, а не на присутствие человеческой фигуры.
Жизель, Базельский театр под открытым небом, 1959
Логотипы, созданные Хофманном, как и другие его работы, отличает игра со смыслами, формой и содержанием. Он деформирует знаки так, что достаточно одного взгляда, чтобы можно было понять, о какой отрасли идет речь. Особая лаконичность его логотипов позволяет им оставаться актуальными и современными даже по прошествии десятилетий после их создания.
Логотипы
Логотипы Армина Хофманна
Отдельно стоит выделить работу Хофманна для выставки Expo в Лозанне в 1964 году. Знак, который по праву можно назвать концентратом фантазии и редукции, совмещает в себе первые буквы Ex, швейцарский крест и открытость, красовался не только на всей печатной продукции выставки, но и на специально выпущенных к этому событию наборе почтовых марок и памятных монетах.
Почтовая марка с логотипом Хофманна
Логотип для Швейцарской текстильной фирмы Pfauen Mode, 1964
В 1965 году в издательстве Niggli выходит его основная книга о дизайне «Методика изобразительного оформления», в которой он рассказывает о методах своей работы и на примерах своей преподавательской деятельности иллюстрирует возможные пути развития типографики и дизайна. Книга издается в оригинале на немецком, английском и французском языках и становится своего рода катализатором признания Армина Хофманна. Она находит благодарный отклик у огромного числа дизайнеров по всему миру и только в Швейцарии выдерживает пять переизданий. С середины 1960-х годов Хофманн начинает преподавать графику по своей методике в многочисленных учебных учреждениях по всему миру, преимущественно в США.
Армин Хофманн также создавал настенные рельефы, картины из стекла, напольную плитку, мозаику, акустические стены и другие скульптурные произведения.
Бетонная рельефная типография и скульптура Армина Хофманна для Базельской школы дизайна.
Его плакаты выставлялись как произведения искусства в крупнейших галереях по всему миру, включая Нью-Йоркский музей современного искусства. Он ушел на пенсию в 1987 году, но его наследие продолжает жить в его работах, оказавших огромное влияние.
Источник ― MetaLabs
Читайте по теме