Швейцарский стиль: принципы, шрифты и дизайнеры
Василий Александров
01/05/2017
Если вы дизайнер 21-го века, то, скорее всего, вы изучали интернациональный типографический стиль оформления (более известный как «швейцарский стиль»). Давайте рассмотрим работы некоторых популярных дизайнеров, которые зародили эту центрально-европейскую тенденцию.
Принципы:
Чистота. Читабельность. Объективность.
Для начала поговорим о движущей силе швейцарского стиля.
19-й век ознаменовал собой появление так называемой «черты» между дизайном и изобразительным искусством, а вместе с этим и рождение грид-дизайна (дизайна с использованием математических сеток).
Плакаты в швейцарском стиле, созданные Майком Джойсом
Новаторы этого движения объединили элементы других художественных направлений, чтобы создать красоту и простоту швейцарского стиля, который мы знаем сегодня. Элементы взяты из дизайнерских разработок школы Баухаус, группы Де Стейл и Новой типографики, что и отобразилось во всех работах Эрснта Келлера, Макса Билла, Йозефа Мюллера Бракмана и Армина Хофманна - пионеров швейцарского стиля.
Книга «История графического дизайна» Питера Мэггса объясняет, что международный типографический дизайн начинается с математической сетки. Эти «сетки» считаются «наиболее понятным и гармоничным средством для структурирования информации». Веб-дизайн подразумевает собой использование сетки для проектирования, которая позволяет значительно упростить создание иерархии контента. Почему так много веб-сайтов разбиты на «сетки»? Ответ прост. Сетки гибкие и последовательные. Они четкие и хорошо работают с коэффициентами (Правило третей, Золотое сечение и т.д.). В дополнение к сеткам, швейцарский стиль обычно использует асимметричную компоновку, шрифты без засечек, а также предпочитает фото иллюстрациям.
Больше деталей об Армине Хофманне ― в этом материале.
Понять Швейцарский стиль - значит понять особенности шрифтов, с которых все началось. Эта система сеток не имела бы такого значения, если бы не классические шрифты без засечек, которые являются основой новой тенденции. Основатели швейцарского стиля, утверждали, что дизайн должен фокусироваться на содержании, а не на декоративных дополнениях. Уделяя меньшее внимание декору, Швейцарский стиль устраняет отвлекающие факторы для зрителя и позволяет воспринимать и изучать сложный информационный дизайн, а не просто смотреть и восхищаться им. Из-за этого шрифты используемые в швейцарском стиле заточены под решение описанных выше задач:
Шрифты
Самый популярный шрифт этого направления, Акциденц-Гротеск, был выпущен Литейным цехом Бертольда в 1896 году и, возможно, был первым в своем роде. Вскоре он стал одним из наиболее широко используемых шрифтов и даже был продан в США под названием «Стандарт» или «Основной коммерческий».
Акциденц-Гротеск
Когда Макс Мидингер и Эдуард Хоффман создавали Гельветику в 1957 году, знали ли они, что их работой станет шрифт без засечек, который будет самым распространенным в мире? Возможно, нет. Неужели они думали, хоть на мгновение, что их шрифт сможет вдохновить кого-то на создание фильма? Опять же, вероятно, нет. Но вот мы видим, почти 60 лет спустя, рейтинг с показателем 88 % на «Руттен томейтос» (Гнилых помидорах), а также видим отношение Саймона Гарфилда к Гельветике: «он очень распространенный, потому что одновременно выполняет много требований современного шрифта».
Гельветика
Адриан Фрутигер, один из самых влиятельных дизайнеров шрифтов 20-го века, создал Юниверс в 1954 году. Фрутигер создал один из первых шрифтов, который впоследствии сформировал целое семейство ( использование данного шрифта позволяло создавать текст различных размеров в красивой и простой форме). Первоначально выпущенное компанией Данберрии Пьенот в 1957 году, «семейство» прошло через словолитни Хаас, прежде чем было куплено Монотайпом в 2007 году (вместе со всем Линотайпом).
Универс
Возможно, они не спроектировали удивительно недорогую мебель, которую сейчас многие студенты с удовольствием используют, но они определенно имели какое-то влияние. ИКЕЯ зародилась в Швейцарии (IKEA была основана в Швеции, а не в Швейцарии* прим. пер.), поэтому вероятно, швейцарский стиль оказал влияние на развитие их бренда. Но как насчет сотен (или же тысяч?) других предприятий, театров, школ, художников и т. д., которые используют швейцарский стиль каждый день?
Дизайнеры
В то время появился Эрнст Келлер, широко известный как «отец швейцарского дизайна». В 1918 году Келлер только получил преподавательскую должность в Kunstgewerbeschule (в переводе «школа декоративно-прикладного искусства») в Швейцарии. Его учение знаменует собой начало систем сеток, среди которых также фигурирует швейцарский стиль. Он был убежден в том, что дизайн должен адаптироваться к содержанию, и сосредотачивал свое внимание на важности шрифтов. Немногие знали Келлера, но некоторые из его учеников стали лидерами в создании Международного движения типографского стиля. Можно ли их назвать «сыновьями швейцарского стиля»?
Армин Хофманн вместе с Эмилем Рудером основали в 1947 году школу дизайна (Schule für Gestaltung). Тогда Хофманн начал преподавать, и его взгляды на искусство часто считали неортодоксальными. Большая часть его работ была сосредоточена на элементах графической формы, оставаясь простой и объективной. Его работы, под влиянием учений Эрнста Келлера, часто возвышали типографику над иллюстрацией. Учебная программа Гофмана была несколько адаптирована, но до сих пор преподается в школе дизайна в Базеле, Швейцария.
Больше деталей об Армине Хофманне ― в этом материале.
Йозеф Мюллер-Брокманн, еще один студент Келлера, в значительной степени сосредоточил свою работу на сетке и шрифте Акциденц-Гротеск. Получив должность преподавателя Келлера в Kunstgewerbeschule, а затем открыв собственную дизайнерскую фирму, Мюллер-Брокманн помог распространить швейцарскую эстетику далеко за пределы Европы, создав журнал Neue Grafik (Новый графический дизайн) – трёхъязычный журнал, который он редактировал совместно с Франко Виварелли, Гансом Нойбергом и Рихардом Паулем Лозе.
Около 125 миль к северо-востоку от Гофмана и школы дизайна Рудеров, Макс Билли и Отл Айхер открыли собственную школу в Ульме, Германия. Билл известен не только своими теоретическими трудами, работой в качестве дизайнера, а также широким использованием современных идей. Часто считают, что он произвел наиболее «решающее влияние на швейцарский графический дизайн». Его школа в Ульме включает курсы семиотики, изучение знаков и символов. Эти учения также описывают принципы объективности и читабельности международного типографского стиля, направленного на создание контента, который будет легко узнаваем и понятен любому человеку.
Сетки, рубленые засечки и фото – ничего себе…! Швейцарский стиль проложил путь по всему миру и продолжает вдохновлять художников и дизайнеров каждый день. Все еще не верите мне? Просто спросите Сайруса Хайсмита, который пытался провести день без Гельветика в Нью-Йорке, и понял, что это практически невозможно. Использование Гельветика может и не определять Международный типографский стиль, но его присутствие во всем мире является постоянным напоминанием о влиянии швейцарцев в нашей повседневной жизни. Спасибо вам, ребята, за то, что делаете нашу жизнь более организованной.
Источник: Pollskill
Читайте по теме